Главная » ВПР 5 класс » ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 3

ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 3

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова – Вариант 3


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

В ту­ма­не кру­жат­ся жёлтые ли­стья(4). Я под­ни­маю из ко­лод­ца ведро воды. Из ведра вы­ска­ки­ва­ет ля­гуш­ка. Я об­ли­ва­юсь ко­ло­дез­ной водой и слу­шаю(3) рожок пас­ту­ха. Он слы­шит­ся ещё(1) да­ле­ко, у самой око­ли­цы.
Я иду в пу­стую баню, ки­пя­чу чай. На печке за­во­дит свою песню свер­чок. Он поёт очень гром­ко и не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на мои шаги.
Све­та­ет. Я беру вёсла и иду к реке. Цеп­ной пёс Див­ный спит у ка­лит­ки. Он бьёт хво­стом по земле, и один глаз его косит в мою сто­ро­ну. Див­ный давно при­вык к моим ухо­дам на рас­све­те. Он толь­ко зе­ва­ет мне вслед и шумно вздыхает(2).

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е – [й’] – согласный, звонкий, мягкий
[и] – гласный, безударный
щ – [щ’] – согласный, глухой, мягкий
ё – [о] – гласный, ударный
3 буквы, 4 звука, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

вздыхает(2)
вз- – приставка
-дых- – корень
-а- суффикс
-ет – окончание

(3) Морфологический разбор

(я) слушаю (3)

1) слушаю – глагол, обозначает действие предмета: я (что делаю?) слушаю;
2) начальная форма – слушать; несоверш. вид, 1-е спряжение; в единственном числе, в первом лице, в настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор

В ту­ма­не кру­жат­ся жёлтые ли­стья. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: листья (подлежащее), кружатся (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (листья) жёлтые – определение; (кружатся) в тумане – обстоятельство (допустимо: дополнение).

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

нАчали, повторИм, каучУк, углубИть

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
мест. глаг. предл. сущ. прил. сущ.
Я добрался до края соснового леса
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Контролёр потребовал чтобы все предъявили билеты
  2. А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа
  3. По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца
  4. Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

“А когда у вас сегодня уроки кончаются?” – поинтересовался папа.

  1. Составление схемы предложения :

“П?” – а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Я вам братцы еще одну историю расскажу.
  2. Совсем недалеко стояла и смотрела на нас рыжая собака.
  3. Порыв ветра унёс крик в другую сторону.
  4. Большой пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Я вам, братцы, еще одну историю расскажу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Поднял Иван богатыря и бросил в море
  2. Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну
  3. Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу
  4. Николай похудел и даже осунулся от работы

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Заря разгорается, и золотые полосы тянутся по небу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Старый охотник очень любил музыку. (2) Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3) Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4) У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5) Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6) — Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7) Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8) В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9) Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10) Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11) Красивый такой звук, как струна пропела. (12) Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13) Звук слышался с опушки. (14 )Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15) А под деревом сидит медведь, схватил одну щенку лапой. (16) Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17) Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18) Медведь наклонил голову и слушает. (19) Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20) Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21) Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22) Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

(23) Давешний прохожий спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

(24) — Нет, — ответил старик.

(25) — Что ж так?

(26) — Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?

(По В. Бианки)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Охотник пожалел медведя, увидев в нём родственную душу (или: Старик не смог удить медведя, потому что они оба музыканты)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант?

Ответ

Медведь “играл” на щепке и прислушивался, как она звучит (медведь слушал как “поёт щепка”)

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-8 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование

Задание 11

В предложениях 11-14 найдите слово со значением “подойти тихонько, незаметно” . Выпишите это слово.

Ответ

Подкрался

Задание 12

В предложениях 19-22 найдите антоним к слову “громко” и выпишите его.

Ответ

Тихонечко.