Главная » ВПР 6 класс » ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 7

ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 7

ВПР по русскому языку за 6 класс 2018 года под редакцией Кузнецова А.Ю. — Вариант 7

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 7» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. Кузнецов А.Ю. 2018 год«.


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Ночной(2) туман испаряется с полей, с лугов и тает в небесной лазури. Но в лесу он ещё клубится(3). Вот солнце поднимается выше. Его лучи блистают сквозь лесную глушь, но пока едва касаются растительности в глубине леса. Всё в чаще ещё дышит влагой. Туман небольшими пузырьками садится на иглы елей, на телеграфную проволоку. От тепла капли на проволоке начинают стекать и падать вниз.
И то же самое творится в лиственном лесу. Это не дождь пошёл, а капают с деревьев радостные слёзы растаявшего тумана. Особенно радуется осина, когда упавшая сверху капля приводит в движение её чуткий лист. И так всё ниже, с листка на листик, бежит капля. Вся осина трепещет от капели и сверкает в безветренном воздухе.(4)

(По М.М. Пришвину)

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

ночной(2)
Состав слова:
ноч — корень,
н — суффикс,
ой — окончание,
ночн — основа слова.

ночь + [н] = ночной (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

клубится(3)

1) Клубится (что делает?) — глагол, н.ф. — клубиться.
2) Пост. — несов. вид, возвр., непереход., II спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

Вся осина трепещет от капели и сверкает в безветренном воздухе.(4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.
  • Грамматическая основа: осина (подлежащее, выражено именем существительным), трепещет (и) сверкает (однородные сказуемые, выражены глаголами).
  • Второстепенные члены предложения: (осина) вся — определение, выражено местоимением; (трепещет) от капели — обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (сверкает) в воздухе — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (в воздухе) безветренном — определение, выражено именем прилагательным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Ещё (3 буквы и 4 звука, буква е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э])

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ЖалюзИ, копИровать, облегчИть, прибылА.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
предл. мест. сущ. предл. сущ. мест.
С несколькими рублями в кармане мой
 сущ.   глаг.   предл. сущ. глаг.
дед приехал в Москву учиться.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. Иван более старше меня
  2. с двумястами рублями
  3. московское ЦСКА
  4. семеро утят

Ответ

  1. Иван старше меня
  2. Московский ЦСКА

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Мальки на мелководье лёгкая добыча чаек.
  2. Юноша крепок телом и подвижен.
  3. Усы у сома длинные и упругие.
  4. Солнце лениво поднимается над дальним лесом.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Мальки на мелководье — лёгкая добыча чаек.

  • обоснование выбора предложения

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ветер крепчал и с волн срывались клочья пены.
  2. Костя собрал коллекцию игрушечных автомобилей и мотоциклов и подарил её брату.
  3. Листья под ногами у Пети были не жёлтыми а ярко-рыжими.
  4. Надень-ка Дашенька тёплую кофту.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Надень-ка, Дашенька, тёплую кофту.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1)Куклы сопровождали наших пращуров на протяжении всей жизни. (2)Уже за пару недель до рождения ребенка женщина скручивала куклу Куватку. (З)Изначально эта кукла не служила игрушкой для маленьких детей, а, как верили наши предки, защищала их от бед и злых духов. (4)К куклам вообще относились очень серьёзно. (5)Они должны были оберегать человека от несчастья: неурожая, болезни или порчи.

(6)0дним из самых древних видов кукол является кукла-панка. (7)Её изготавливали из цельного куска дерева. (8)Панка выполнялась довольно грубо. (9)Она передавала только общие черты мужской или женской фигуры. (10)Лицо у таких кукол не расписывали, так как считали, что тогда в них может вселиться нечисть.(11) Куклу покрывали резными крестами, ромбами и квадратами.(12) У славян это были знаки солнца, земли, воды и травы.(13) Многие историки считают, что панка была оберегом для маленького ребёнка. (14)Она напоминала фигуру древних языческих богов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства.

(15)Популярны на Руси были и куклы-лихорадки. (16)Они назывались так в честь лихорадок — злых демонов болезни. (17)Каждый год хозяйка шила двенадцать таких кукол — на каждый месяц и от двенадцати страшных болезней. (18)Изготавливая кукол-лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по имени. (19)Куколок ставили рядом с печкой или связывали шнурком и вешали около печной трубы. (20)Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнёт осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя и вселится в неё вместо кого-то из домочадцев.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Куклы нужны были нашим предкам не как детские игрушки, а как магическая защита от бед и злых сил.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

План

  1. Наши предки относились к куклам серьёзно.
  2. Кукла-панка выполняла роль детского оберега.
  3. Куклы-лихорадки защищали от болезней.

Задание 11

Почему куклу-панку покрывали крестами, ромбами и квадратами?

Ответ

Кресты, ромбы и квадраты имели магическое значение для наших предков: это были знаки солнца, земли, воды и травы.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «труба» из предложения 19. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Труба — дымоход у печи.

В оркестре Петя играл на трубе.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «пращуры» из предложения 1, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

пращуры — книжное

пращуры — предки, прародители

Задание 14

Объясните значение фразеологизма вывести на чистую воду, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Вывести на чистую воду — разоблачить, раскрыть дурной замысел.

Маша не подготовилась к контрольной и решила написать её по шпаргалке. Но учительница быстро вывела обманщицу на чистую воду и отняла мобильный телефон с подсказками.