Главная » ВПР 6 класс » ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 5

ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 5

ВПР по русскому языку за 6 класс 2018 года под редакцией Кузнецова А.Ю. — Вариант 5

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 5» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. Кузнецов А.Ю. 2018 год«.


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Я не люблю осину с её бледноиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой. Не люблю вечное качание ее неопрятных листьев, которые прицепились к длинным стебелькам. Растение это нравится мне лишь в некоторые моменты.

Осина бывает очень хороша в лучах заходящего солнца. Тогда она вся блистает(3) и дрожит, расцвеченная от корней до верхушки жёлтым багрянцем. Осина бывает прекрасна ещё и в ясный ветреный день. Всё дерево с шумом струится и лепечет на синем горизонте.(4) Каждый листик ее стремится сорваться, слететь и умчаться вдаль.

И всё-таки я не люблю этого дерева. Поэтому я не остался в осиновой(2) роще для отдыха, а добрался до безымянного березового леска. Там я разыскал невысокое, но раскидистое дерево и укрылся под ним. Его ветви расстилались почти до земли и защитили меня от дождя.

(По И.С. Тургеневу)

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

осиновой(2)
Состав слова:
осин — корень,
ов — суффикс,
ой — окончание,
осинов — основа слова.

осина + [ов] = осиновой (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

блистает (3)

1) Блистает (что делает?) — глагол, н.ф. — блистать.
2) Пост. — несов. вид, невозвр., непереход., I спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

Всё дерево с шумом струится и лепечет на синем горизонте.(4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.
  • Грамматическая основа: дерево (подлежащее, выражено именем существительным), струится (и) лепечет (однородные сказуемые, выраженные глаголами).
  • Второстепенные члены предложения: (дерево) всё — определение, выражено местоимением; (струится) с шумом — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (на горизонте) синем — определение, выражено именем прилагательным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Я (1 буква и 2 звука, буква я обозначает два звука [й’] и [а])

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

КвартАл, (она) началА, премировАть, углубИть.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
числ. сущ. глаг. прил. предл. мест.
Оба брата были похожи на своего
 сущ.   сущ.   союз. сущ.
отца сложением и характером.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. вода солонее
  2. от восьмиста метров
  3. мощное торнадо
  4. четверо волчат

Ответ

  1. от восьмисот метров
  2. мощный торнадо

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Речь у Петра нетороплива и размеренна.
  2. Леса в нашем крае обширны и богаты.
  3. Прорывы ветра знак близкой грозы.
  4. Свежий мёд дороже прошлогоднего.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Прорывы ветра — знак близкой грозы.

  • обоснование выбора предложения

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Попробуйте Иван мыслить нестандартно и не по шаблону.
  2. Газоны и цветники в парке разграничиваются песчаными дорожками и мраморными тумбами.
  3. Имбирь применялся у нас в качестве ароматической добавки в квас в пряники и в куличи.
  4. Прямо у забора выросли опята а рядом с ними стоял крепкий и подросший уже боровик.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Попробуйте, Иван, мыслить нестандартно и не по шаблону.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1) Дворянские родовые гербы появились в Европе в Средние века. (2) Это были изображения, по которым опознавались участники битвы. (3) В горячке боя нелегко было с первого взгляда понять, кто свой, а кто чужой. (4) С головы до ног одетого в доспехи рыцаря зачастую узнавали лишь по гербу. (5) С помощью герба различали между собой не только отдельных людей, но и представителей разных родов, областей, держав. (б) Внимательно рассмотрев герб на доспехах, можно было почерпнуть немало информации о его владельце.
(7) Особый смысл на гербовых изображениях придавался цвету. (8) Сочетание цветов на гербе могло указать на происхождение владельца, рассказать о том, насколько он богат, даже описать его характер. (9) Золотой цвет говорил о знатности и богатстве рыцаря. (10) Такой цвет мог нанести на свой герб только очень могущественный дворянин или член королевской семьи. (11)Хозяин такого герба считал самыми важными качествами характера справедливость, милосердие, смирение. (12) Серебряная краска обозначала честность и откровенность, красная — храбрость и любовь. (13) Голубой говорил о великодушии и верности. (14) Зелёный цвет рассказывал о свободолюбии человека, а чёрный обозначал осторожность и мудрость, обретённую в тяжёлых испытаниях.
(15) Ещё больше о владельце герба могли поведать изображения. (16) Они служили для обозначения заслуг, религии, отражали важные этапы жизни человека: путешествие к святым местам, участие в сражениях, род занятий. (17) Особое место в гербах занимали изображения животных. (18) Так, знак царя всех зверей льва говорил о мощи и силе рыцаря, а также о его благоразумии. (19) Некоторые рыцари с помощью изображений на гербе сообщали о месте, откуда прибыли. (20) Например, если родина располагалась на равнине, то герб был увит листьями диковинных трав.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

По изображению на родовом гербе можно многое узнать о его владельце.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

План

  1. Родовой герб в Средние века сообщал многое о своём хозяине.
  2. Что обозначали на гербе разные цвета.
  3. Что обозначили на гербе изображения.

Задание 11

Что можно было узнать о рыцаре, глядя на цвета и изображения на его гербе?

Ответ

Цвета и изображения на гербе говорили о многом. Глядя на герб, можно было узнать об общественном положении его владельца, о происхождении этого человека, о важных событиях в его жизни и даже о чертах его характера.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «золотой» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Золотой — цвета золота, оттенок жёлтого цвета.

В ювелирных магазинах продаются золотые и серебряные украшения.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «горячка» из предложения 3, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

горячка — разговорное

горячка — волнение, азарт, возбуждение, лихорадка

Задание 14

Объясните значение фразеологизма кот наплакал, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Кот наплакал — очень мало, недостаточно.

Одноклассники предложили пойти в кафе поесть мороженное. А у меня денег кот наплакал. Пришлось отказаться