ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 4

ВПР по русскому языку за 6 класс 2018 года под редакцией Кузнецова А.Ю. — Вариант 4

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 4» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. Кузнецов А.Ю. 2018 год«.


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

С самого утра сыплется на землю дождик. Он сменяется по временам теплым солнечным светом. Стоит непостоянная погода. Небо то заволакивается свинцовыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновенье. Тогда сквозь раздвинутые тучи светит синева, ласковая, как прекрасные женские глаза.

Я сижу, гляжу кругом и слушаю. Листья от прикосновения капель колышутся и что-то шепчут над головой. По их несмолкаемому шуму можно догадаться, какое стоит время года. Это вовсе не веселый трепет весны и не долгий говор лета, а чуть слышная болтовня ранней осени. Осенний(2) ветерок бежит по верхушкам деревьев.(4)

Внутреннее пространство в роще от перемены погоды беспрестанно меняется. Роща вдруг вся загорится, словно в ней улыбнулось солнце. Стволы нечастых берёз принимают нежно-белый отблеск шёлка. А потом чудесные краски погаснут(3). И тогда, берёзы становятся серо-белыми, как снег.

(По И.С. Тургеневу)

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

осенний(2)
Состав слова:
осен — корень,
н — суффикс,
ий — окончание,
осенн — основа слова.

осень + [н] = осенний (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

погаснут (3)

1) Погаснут (что сделают?) — глагол, н.ф. — погаснуть.
2) Пост. — сов. вид, невозвр., непереход., I спр.; непост. — в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

Осенний ветерок бежит по верхушкам деревьев.(4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
  • Грамматическая основа: ветерок (подлежащее, выражено именем существительным), бежит (сказуемое, выраженное глаголом).
  • Второстепенные члены предложения: (бежит) по верхушкам — обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (по верхушкам) деревьев — дополнение (можно: определение), выражено именем существительным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Принимают (9 букв и 10 звуков, буква ю обозначает два звука [й’] и [у])

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ДобЫча, пОнял, срЕдствами, досУг.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
мест. числ. предл. числ. сущ. предл.
Каждый третий из ста бойцов в
 мест.   сущ.   глаг. прил. сущ.
нашей роте имел боевой опыт.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. ручей более глубок
  2. к двести рублям
  3. круглый сирота
  4. обоими руками

Ответ

  1. к двумстам рублям
  2. обеими руками

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Арабский скакун быстр и горяч.
  2. Мой старший брат студент третьего курса.
  3. Утром воздух чистый и влажный.
  4. Рыбацкие лодки располагались в заливе полукругом.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Мой старший брат — студент третьего курса.

  • обоснование выбора предложения

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Слышалось мерное дыхание спящих да треск горячих сучьев и скоро тревоги дня растворились в безмятежной ночи.
  2. Старик всегда улыбался и всегда говорил с шуточками с прибауточками и со смешками.
  3. Записи содержали не описания природы и не местные легенды а перечень кулинарных рецептов.
  4. Для вас уважаемые слушатели выступает дуэт гитаристов.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Для вас, уважаемые слушатели, выступает дуэт гитаристов.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1) Славяне использовали лошадей с древнейших времён. (2) Как животное, которое работает на пашне, конь у древних славян известен с шестого века нашей эры. (3) Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники. (4) Десятым веком датируются упоминания о боевых конях под седлом в дружине князя.

(5) Это животное занимало важное место не только в обиходе, но и в культуре наших предков. (6) Славяне почитали коня более всех остальных одомашненных животных: с конем было связано немало традиций, легенд и обычаев. (7) Череп коня клали обычно в основание нового жилища. (8) Он служил оберегом от злых сил, охранял домашний покой хозяев. (9) На крыше дома был ещё один оберег — деревянный конёк в виде лошадиной головы. (10) Образ огненного солнечного коня часто встречается на древнерусских вышивках. (11) Не случайно рыжие кони считались у предков посланниками тепла и солнечного света. (12) Только сильный и уверенный в себе наездник мог, по мнению славян, подчинить коня своей воле. (13) У наших предков существовал обычай усмирения вольных скакунов. (14) Настоящим мужчиной считали лишь того, кто смог успешно справиться с этим тяжелым испытанием.

(15) Наблюдая за конём, наши предки усматривали в его поведении различные приметы. (16) Так, если конь ночью громко фыркает, говорили, что будет дождь, а если храпит — вьюга. (17) Если лошадь перед сражением обнюхивала война, это считалось дурным знаком: примета сулила этому войну смерть. (18) Коней часто использовали в гаданиях. (19) Например, во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, сажали на неё задом наперёд девушку и следили: куда животное пойдёт, в той стороне гадающая и найдёт своего суженого.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Конь, как особо почитаемое животное, занимал важное место в быту и в культуре древних славян.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

План

  1. Первые упоминания о значении лошади в жизни древних славян.
  2. Образ коня в народной культуре.
  3. Приметы и гадания, связанные с конём.

Задание 11

Почему лошадь играла такую важную роль в жизни наших предков?

Ответ

Славяне с глубокой древности использовали лошадь, как рабочую силу на поле. Славянская дружина воевала на боевых конях.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «источники» из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Источники — письменные памятники, документы.

В овраге из-под камней бил целебный источник. Народная культура всегда была источником вдохновения для отечественных композиторов.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «почитали» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

почитать — книжное

почитать — уважать, ценить, любить, чтить

Задание 14

Объясните значение фразеологизма каша в голове, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Каша в голове — когда у кого-то нет ясного понимания чего-либо.

Моя подруга только вечером узнала, что на следующий день будет контрольная работа по математике. Она бросилась читать учебник, но времени для подготовки оставалось мало. На контрольной у неё была такая каша в голове, что ни одной задачи она правильно решить не смогла.