Главная » ВПР 6 класс » ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 2

ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 2

ВПР по русскому языку за 6 класс 2018 года под редакцией Кузнецова А.Ю. — Вариант 2

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 6 класс — 2018. Вариант 2» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. Кузнецов А.Ю. 2018 год«.


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Ты можешь бесконечно долго глядеть на море. Оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, необычное.

Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно пенится барашками. То под свежим ветром становится вдруг темным, шерстяным.

Вот налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой(2) ветер гонит(3) крупную волну. По грифельному небу носятся с криками чайки.(4) Бурные волны волокут и швыряют вдоль берега почерневший от влаги ствол дерева. Резкая зелень горизонта стоит стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые валы прибоя, исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо разносится бронзой в воздухе. Туман брызг висит кисеёй* во всю высоту прибрежных обрывов.

(По В. П. Катаеву)

*кисея — тонкая лёгкая ткань.

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

штормовой(2)
Состав слова:
шторм — корень,
ов — суффикс,
ой — окончание,
штормов — основа слова.

шторм + [ов] = штормовой (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

гонит (3)

1) Гонит (что делает?) — глагол, н.ф. — гнать.
2) Пост. — несов. вид, невозвр., переход., II спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

По грифельному небу носятся с криками чайки. (4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
  • Грамматическая основа: чайки (подлежащее, выражено именем существительным), носятся (сказуемое, выражено глаголом).
  • Второстепенные члены предложения: (носятся) с криками — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (носятся) по небу — обстоятельство (можно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (по небу) грифельному — определение, выражено именем прилагательным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Кисеёй (6 букв и 7 звуков, буква ё обозначает два звука [й’] и [о])

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ПлатО, алфавИт, инструмЕнт, кУхонный.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
числ. сущ. сущ. предл. глаг. союз предл.
Одна ласточка весны не делает, но с
 числ.   сущ.   глаг.  глаг.   сущ.
первой ласточкой начинается ожидание тепла.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. ответ более точен
  2. семидесятью годами
  3. вкусное какао
  4. трое подруг

Ответ

  1. семьюдесятью годами
  2. три подруги

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Обрывистые берега реки поросли травой.
  2. Станция Михнево крупный железнодорожный узел Подмосковья.
  3. Замечание ваше уместно и справедливо.
  4. Солнце в сентябре уже нежаркое.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Станция Михнево — крупный железнодорожный узел Подмосковья.

  • обоснование выбора предложения

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Горы сверкали серебром и алмазами и резко выделялись на фоне бледного неба.
  2. Не забудьте дорогие друзья поблагодарить нашего экскурсовода.
  3. Охотников беспокоила не зимняя дорога и не встреча с диким зверем, а незастывший лёд на переправе.
  4. Слышался шум волн и вой ветра да бушевал на походной печурке старый чайник.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Не забудьте, дорогие друзья, поблагодарить нашего экскурсовода.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1) Победитель Наполеона полководец князь Михаил Илларионович Кутузов в молодости получил тяжёлое ранение в голову, сражаясь с турками в Крыму. (2) Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. (3) В наше время на обложках книг и журналов и на различных сувенирных изделиях мы часто встречаем изображение полководца с повязкой на правом глазу. (4) Существует популярный миф, что князь после ранения ослеп на один глаз и всю жизнь прикрывал его черной лентой. (5) Крымские экскурсоводы, показывая место под Алуштой, где произошло сражение, случается, рассказывают доверчивым туристам эту историю.

(6) Но на самом деле Михаил Илларионович и после ранения видел обоими глазами. (7) На портретах, написанных современниками главнокомандующего (например, на полотне Р.М. Волкова), черной повязки на правом глазу у М.И. Кутузова нет. (8) Нет ни одного письменного свидетельства современников о том, что князь её вообще носил. (9) Да, ранение в голову оказалось очень серьезным, правый глаз был повреждён. (10) Врачи считали чудом, что князь вообще смог выжить. (11) Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12) Полтора года он лечился в Петербурге, затем продолжил лечение в Европе. (13) Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами.

(14) Так откуда же взялась черная повязка? (15) Считается, что она впервые появилась в 1944 году в художественном фильме «Кутузов». (16) Затем повязку на правый глаз Кутузова «надели» режиссеры-постановщики ещё одного произведения кинематографа — «Гусарской баллады». (17) По «Гусарской балладе» поставили спектакль, а потом балет. (18) И в них Кутузов тоже был с повязкой. (19) Вот так художественные произведения двадцатого века породили легенду об одноглазом главнокомандующем и о черной повязке на его правом глазу.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

История о том, что М.И. Кутузов видел только одним глазом, а на другом носил повязку, не соответсвует действительности.

ИЛИ

Кутузов не был слепым на один глаз. Эту легенду породили художественные произведения XX века.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

План

  1. Миф о том, что Кутузов был слеп на один глаз.
  2. Как всё было на самом деле.
  3. Откуда взялась легенда о чёрной повязке на правом глазу.

Задание 11

Откуда мы знаем, что М.И. Кутузов не носил чёрной повязки на правом глазу?

Ответ

На портретах, которые были написаны при жизни Кутузова, он изображён без повязки. О повязке не упоминают и его современники.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «тяжёлое» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Тяжёлое — опасное, сильное, трудно излечимое.

Портфель был тяжёлый, будто в него кирпичи наложили.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «свидетельства» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

свидетельство — книжное

свидетельство — подтверждение, доказательство

Задание 14

Объясните значение фразеологизма взяться за ум, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Взяться за ум — стать более благоразумным, серьёзным, рассудительным.

Мой одноклассник перестал делать домашние задания по русскому языку и сильно отстал по программе. Получив «двойку», он взялся за ум и нагнал упущенное.