ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 9

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 9


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

В конце марта на лесной дороге начинает подтаивать жёсткий снег. Днём на неё собираются все весенние птицы. Ночью по той же дороге пробегают(2) и звери. Они не хотят вязнуть до ушей в зернистом снегу. Всё реже ездят на санях по дороге люди.
Солнце пригревает, и дорога вскоре делается плотиной для весенних ручьёв(1). Из них на одной стороне дороги возникает целое озеро. С силой давит(3) на дорогу вода, и каждый новый день прибавляет воды.
И вот дорога не выдерживает и уступает мощному напору. Поток воды переливается через дорогу(4).

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ручьёв (1)
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
ч — [ч’] — согласный, глухой, мягкий
ь — не обозначает звука
ё — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[о] — гласный, ударный
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
6 буквы, 6 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

пробегают(2)
про- — приставка
-бег- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

(вода) давит (3)

1) давит — глагол, обозначает действие предмета; вода (что делает?) давит;
2) начальная форма — давить; несоверш. вид, 2-е спряжение, в единственном числеле, в третьем лице, в настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор

Поток воды переливается через дорогу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: поток (подлежащее), переливается (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (поток) воды — дополнение (допустимо: определение); (переливается) через дорогу — дополнение (допустимо: обстоятельство).

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

алфавИтный, квартАлы, понялА, докумЕнты

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ. союз сущ.
Ребята катаются с горки на лыжах и санках
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Любовь Ивановна во сколько я могу вам перезвонить
  2. Не шумите попросила нас мама
  3. А вам разве не говорили что отправление поезда задерживается
  4. По свидетельству историков здесь проходил оживлённый торговый путь

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Не шумите» , — попросила нас мама. (ИЛИ «Не шумите!» — попросила нас мама.)

  1. Составление схемы предложения :

«П» , — а. (ИЛИ: «П!» — а.)

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ветер переносил через забор сухие стебли соломы.
  2. Покушай-ка Петя горяченького супчика!
  3. Мальчик вошёл во двор и остановился под окнами нашей квартиры.
  4. Посетитель опять улыбнулся и даже снял шляпу.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Покушай-ка, Петя, горяченького супчика!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. В лесу и на полях всё было занесено снегом
  2. Я стал посещать музеи и читать книги
  3. В Сибири я любовался дремучими лесами и бездонными озёрами
  4. Пошёл дождь и озеро покрылось пузырями от капель

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями от капель.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1)— Полный ход!

(2) Клубы сажи повалили из труб парохода, а из машинного отделения подуло на Петю горячим ветром и запахом перегретого пара.

(3) Стеклянная рама люка, как обычно, была приподнята. (4) Отсюда можно было сверху заглянуть в машинное отделение, и Петя каждый раз с наслаждением это проделывал. (5) Каждый раз пароходный двигатель вызывал у мальчика безотчётное восхищение. (6) Петя готов был смотреть на его работу часами. (7) Он поражал мальчика сокрушительной рукотворной силой и продуманностью каждой своей детали.

(8) Стопудовые стальные шатуны носились туда и обратно с изумительной лёгкостью. (9) Жарко шаркая, двигались поршни. (10) Точность взаимодействия завораживала. (11) Петя испытывал невольную гордость, чувствуя и себя причастным к этой мощи. (12) Поистине техника делает человека всесильным!

(13 И ещё одно чудо человеческого гения поражало Петю в машинном отделении. (14) Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. (15) Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. (16) В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька. (17) И она казалась Пете таким же свидетельством мощи человеческого разума, как огромная пароходная машина.

(По В. Ка­та­е­ву)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Петя глядит на пароходную машину и на электрическую лампочку и восхищается силой человеческого разума. (ИЛИ: Глядя на достижения техники, восхищается мощью человеческого разума.)

Задание 9

Какие достижения техники поражали Петю во время путешествия на пароходе?

Ответ

Петю поражали пароходный двигатель и электрическая лампочка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-16 текста. Запишите ответ.

Ответ

Описание

Задание 11

В предложениях 4-6 найдите слово со значением «не поддающийся осмыслению, бессознательный» . Выпишите это слово.

Ответ

Безотчётное, безотчётный

Задание 12

В предложениях 13-16 найдите антоним к слову «сильно» и выпишите его.

Ответ

Слабо.