ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 8

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 8


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Вот из пушистых ёлок выходит к берёзе заяц и останавливается. Он видит перед собой большую поляну(4). Боится заяц прямо идти на ту сторону и пробирается зверёк кругом всей поляны, от берёзки к берёзке. Вот он прыгнет раз, потом послушает(2). Страшно в лесу ходить, пока падают жёлтые листья и шепчутся. Слушает заяц. Всё(1) ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадётся. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться. Но тут бывает другая беда. Ты не побоялся, не поддался обману(3) падающих листьев, а как раз тут кто-то воспользовался и тебя сзади схватил в зубы.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

всё (1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 3 звука, 1 слог

(2) Морфемный разбор (по составу)

послушает(2)
по- — приставка
-слуш- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

(поддался) обману (3)

1) обману — имя существительное, обозначает предмет: поддался (чему?) обману;
2) начальная форма — обман; нариц., неодуш., 2-е скл., м.р.; в единственном числе, в дательном падеже;
3) в предложении является дополнением.

(4) Синтаксический разбор

Он видит перед собой большую поляну. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: он (подлежащее), видит (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (видит) поляну — дополнение; (видит) перед собой — обстоятельство (допустимо: дополнение); (поляну) большую — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

начАться, киломЕтр, расположИть, руководИть

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
прил. сущ. глаг. предл. сущ. прил. сущ.
Бордовые розы расцвели в саду пышным цветом.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Постовой потребовал чтобы все предъявили пропуска
  2. Сашенька подай мне пожалуйста соль
  3. Приходите завтра ко мне в гости предложил Женя
  4. По утверждению медиков сон самое лучшее лекарство

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Приходите завтра ко мне в гости» , — предложил Женя. (ИЛИ «Приходите завтра ко мне в гости!» — предложил Женя.)

  1. Составление схемы предложения :

«П» , — а. (ИЛИ: «П!» — а.)

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. В тележке стояли большие бидоны с молоком.
  2. Как бы нам Анфиса назвать щенка?
  3. Гаврик сильно замерз и начал дрожать.
  4. Дедушка сердито хмурился и искоса поглядывал на внука.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Как бы нам, Анфиса, назвать щенка?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд
  2. Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок
  3. Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее
  4. Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

От сахара портятся зубы, и я предпочитаю мёд.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) От дачи Петя направился к морю. (2) Степь обрывалась вниз. (3) Мальчик по­сто­ял на краю. (4) Го­ло­ву закружило пьянящее ощущение простора, чувство погружения в мечту. (5) Он уже видел себя одиноким Робинзоном… (6) Он оглядывал чужой океан с вы­со­ко­го бе­ре­га тропического ост­ро­ва.

(7) Узкая до­рож­ка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8) До по­во­ро­та мальчик ещё кое-как при­тор­ма­жи­вал и хватался ру­ка­ми за сухие нитки корней. (9) Но удержаться на от­ко­се было невозможно.

(10) Он ра­дост­но закричал во всё горло и ринулся по до­рож­ке вниз. (11) Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вы­ле­тел на холодный песок берега.

(12) Гордое чувство одиночества Робинзона на не­оби­та­е­мом ост­ро­ве с новой силой охватило мальчика. (13) Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14) Серые уголья ко­ст­ра го­во­ри­ли о том, что ночью к бе­ре­гу при­ста­ва­ли на лодке туземцы. (15) Здесь они ва­ри­ли пищу. (16) Винная проб­ка с французским клей­мом и побелевший в воде лом­тик ли­мо­на, выброшенный вол­ной на песок, свидетельствовали о том, что не­дав­но в открытом море прошёл пиратский корабль.

(17) Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию го­ри­зон­та в поисках пиратов. (18) И так силён ока­зал­ся мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического оке­а­на.

(По В. Ка­та­е­ву)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

На берегу Чёрного моря Петя переносится в мир своей мечты. (ИЛИ: Сила мечты способна преобразить реальность, перенести нас из знакомых мест в мир приключений.)

Задание 9

Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик оказался на берегу южного океана?

Ответ

Это угли костра, винная пробка и ломтик лимона.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-11 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование.

Задание 11

В предложениях 7-10 найдите слово со значением «крутой изгиб, ломаная линия» . Выпишите это слово.

Ответ

Зигзагами; зигзаг

Задание 12

В предложениях 17-18 найдите антоним к слову «реальность» и выпишите его.

Ответ

Мечты; мечта.