ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 6

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 6


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Птицы улетят, и цветы(1) завянут. Зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи укроются подо мхом, в земле‚ под ва­леж­ни­ком. Осенние встре­чи с ними — это встре­чи перед расставанием.

Но ждут вас и новые свидания. Прилетят в лес зим­ние птицы: снегири, сви­ри­сте­ли. Встретишь рябенькую кед­ров­ку или даже по­ляр­ную(3) сову.

Не узнать стало старых знакомых. Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали бе­лы­ми. У лосей рога выросли, белые ку­ро­пат­ки наконец-то и вза­прав­ду стали белыми.

Много в лесу событий. Белки запасают(2) грибы, мышки прячут зёрна. Тру­до­лю­би­вые бобры осины валят(4). Созрели на елях и соснах шишки, а на берёзах — серёжки. Лес готовится к зимней стуже.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

цветы (1)
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
в — [в’] — согласный, звонкий, мягкий
е — [е] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой, твёрдый
ы — [ы] — гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

запасают(2)
за- — приставка
-пас- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

полярную (3) (сову)

1) полярную (сову) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: сова (какая?) полярная;
2) начальная форма — полярный; в единственном числе, в винительном падеже, в женском роде;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Трудолюбивые бобры осины валят. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: бобры (подлежащее), валят (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (бобры) трудолюбивые — определение; (валят) осины — дополнение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

досУг, молодЁжь, создалА, цемЕнт

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. сущ. глаг. сущ. союз  сущ.
В огородах жители выращивали зелень и овощи.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам врача Настя скоро пойдет на поправку
  2. Юра сказал что больше не будет обижать маленьких
  3. Как ты сюда попала спросила меня женщина
  4. Расскажи-ка мне зачем тебе понадобились краски

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Как ты сюда попала?» — спросила меня женщина.

  1. Составление схемы предложения :

«П?» — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Бабушка стала молча подогревать самовар.
  2. Зачем Дашенька тебе понадобился циркуль?
  3. Он долго не замечал меня и глядел куда-то мимо.
  4. Дед тихонько смеётся и щекочет меня за ухом.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Зачем, Дашенька, тебе понадобился циркуль?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку
  2. Тут был старинный сундучок и часы в футляре
  3. Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу
  4. Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Шлюпка пристала к берегу, и японский чиновник ступил на палубу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Валя не при­ш­ла в класс, и по­дру­ги по­сла­ли к ней Мусю.

— (2) Может, она боль­на, может, ей нужно по­мочь?

(3) Муся за­ста­ла Валю в по­сте­ли, Валя ле­жа­ла с за­вя­зан­ной щекой.

— (4) Ох‚ Ва­леч­ка, у тебя, на­вер­но, флюс! — ска­за­ла Муся, при­са­жи­ва­ясь на стул. —(5) Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на ра­бо­те…

— (6) Моя мама тоже на работе, — груст­но сказала Валя, дер­жась за щёку. — (7) А мне надо бы по­лос­ка­нье…

— (8) Мне тоже да­ва­ли по­лос­ка­нье, и мне стало лучше! (9) А ещё мне по­мо­га­ла грел­ка, го­ря­чая-го­ря­чая…

(10) Валя ожи­ви­лась и за­ки­ва­ла го­ло­вой:

— (11) Да‚ да, грел­ка у меня есть, но хо­лод­ная… (12) Муся‚ у нас в кухне стоит чай­ник с го­ря­чей водой…

— (13) Это не он шумит? (14) Нет‚ это, верно, дож­дик!

(15) Муся вско­чи­ла и под­бе­жа­ла к окну.

— (16) Так и есть — дож­дик! (17) Хорошо‚ что я в га­ло­шах при­ш­ла, а то можно про­сту­дить­ся!

(18) Она по­бе­жа­ла в пе­ред­нюю и крик­ну­ла:

— (19) Вы­здо­рав­ли­вай‚ Ва­леч­ка! (20) Я ещё приду к тебе, не бес­по­кой­ся!

(21) Валя по­пы­та­лась что-то ска­зать вдо­гон­ку. (22) Потом вздох­ну­ла. (23) Потом по­тро­га­ла хо­лод­ную грел­ку и стала ждать маму.

— (24) Ну, что она го­во­ри­ла, чем ей по­мочь? — спра­ши­ва­ли Мусю де­воч­ки.

— (25) У неё такой же флюс, как был у меня! — ра­дост­но со­об­щи­ла Муся. — (26) Я очень вни­ма­тель­но к ней от­нес­лась, но она ни­че­го не го­во­ри­ла и по­мо­щи не про­си­ла!

(По В. Осе­е­вой)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Муся не проявила должного внимания к подруге и оставила её без помощи. (ИЛИ: Нужно быть по-настоящему внимательным к своим друзьям, серьёзно относиться к их проблемам, нужно исполнять дружеский долг не просто «для вида» . ИЛИ: Если можешь помочь, не жди, пока тебя попросят.)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной помощи?

Ответ

Валя нуждалась в горячей грелке и полоскании и пыталась сказать об этом Мусе.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21-23 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование

Задание 11

В предложениях 8-12 найдите слово со значением «выйти из состояния вялости, безразличия» . Выпишите это слово.

Ответ

Оживилась

Задание 12

В предложениях 4-7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.

Ответ

Грустно.