ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 5

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 5


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Прохладную(2) тишину(3) утра нарушает толь­ко возня дроз­дов на рябинах в чаще сада. Слышатся голоса, и раздаётся гул­кий стук вы­сы­па­е­мых в ка­душ­ки яблок(1). В осеннем саду далеко видна дорога к большому ша­ла­шу и сам шалаш. Всюду силь­но пахнет яблоками‚ а тут — осо­бен­но. У ша­ла­ша стоит ружьё. Рядом находится позеленев­ший са­мо­вар(4). В уголке раски­да­на одеж­да. Около ша­ла­ша валяются рогожи, ящики и вся­кие истрёпан­ные пожитки. Тут же вы­ры­та земля­ная печка. В полдень на ней варится удиви­тель­но вкусный борщ с салом, а вечером греется самовар. По саду расстилается длин­ной полосой голу­бо­ва­тый дым.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

яблок (1)
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий, твёрдый
л — [л] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

прохладную(2)
про- — приставка
-хлад- — корень
-н- суффикс
-ую — окончание

(3) Морфологический разбор

тишину (3)

1) тишину — имя существительное, обозначает предмет: нарушает (что?) тишину;
2) начальная форма — тишина; нарицательное, неодушевленное, 1-е лицо, женский род; в единственном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является дополнением.

(4) Синтаксический разбор

Рядом находится позеленевший самовар. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: самовар (подлежащее), находится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (самовар) позеленевший — определение; (находится) рядом — обстоятельство.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

магазИн, повторИт, киломЕтр, квартАл

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. сущ. глаг. сущ.  сущ.
У костра на траве спала собака пастуха
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По заявлению старшей по дому ремонт в подъездах перенесён на лето
  2. Не обманывай старших возмутилась тётя Аня
  3. Писатель сказал что новая книга выйдет примерно через полгода
  4. Саша а где работает твой папа

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Не обманывай старших!» — возмутилась тётя Аня. ИЛИ  «Не обманывай старших» , — возмутилась тётя Аня.

  1. Составление схемы предложения :

«П!» — а.   ИЛИ   «П» , — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
  2. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
  3. Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
  4. А где же ты Федя лешего видел?

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

А где же ты, Федя, лешего видел?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом
  2. Трещали кузнечики и где-то рядом кричали перепела
  3. Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти
  4. Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Трещали кузнечики, и где-то рядом кричали перепела.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Богач с Ерёмкой го­ня­ли зай­цев. (2) Обыч­но зайцы из сто­гов сена бе­жа­ли к реке и по­па­да­ли быст­ро­му Ерёмке в зубы. (3) Но в этот раз Бо­га­ча уди­ви­ло, что Ерёмка не бегал: он стоял по­сре­ди поля как-то ви­но­ва­то на одном месте. (4) Перед ним на снегу лежал на спине мо­ло­день­кий зай­чик и бес­силь­но бол­тал лап­ка­ми. (5) Стран­ная кар­ти­на!

(6) — Бери его, кусь! — за­кри­чал Богач.

(7) Ерёмка не дви­гал­ся. (8) Под­бе­жав, Богач понял, в чём дело: зай­чо­нок лежал с пе­ре­шиб­лен­ной лап­кой. (9) Богач на­гнул­ся, чтобы по­луч­ше рас­смот­реть без­за­щит­но­го зай­чиш­ку.

(10) — Не по­вез­ло же тебе, брат ты мой!..

(11) Заяц, по-ви­ди­мо­му, оста­вил вся­кую мысль о спа­се­нии. (12) Богач ощу­пал пе­ре­шиб­лен­ную ногу и по­ка­чал го­ло­вой.

(13) — Да, Ерёмка, за­ре­зать его, чтобы по­на­прас­ну не ма­ял­ся…

(14) Но и при­ре­зать было как-то жаль. (15) Уж если Ерёмка не взял зубом ка­ле­ку, по­со­ве­стил­ся, так ему, Бо­га­чу, и по­дав­но со­вест­но без­за­щит­ную тварь уби­вать. (16) Ерёмка смот­рел на хо­зя­и­на и во­про­си­тель­но взвиз­ги­вал. (17) Де­скать, надо что-ни­будь де­лать…

(18) — Ну, возьмём его к себе в из­буш­ку… не в суп же те­перь?

(19) Богач взял зайца на руки и пошёл по снегу. (20) Ерёмка шёл за ним, опу­стив хвост.

(21) — Вот тебе и охот­ни­ки… — вор­чал ста­рик. (22) — От­кро­ем с Ерёмкой ла­за­рет…

(По Д. Ма­ми­ну-Си­би­ря­ку)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Богач с Ерёмкой не стали убивать покалеченного зайца, Богач старался ему помочь. (или: Если животное в беде, охотник не станет его убивать, а придёт на помощь)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, повлиял на решение Богача оставить покалеченного зайца в живых?

Ответ

Богач увидел, что даже Ерёмка пожалел зайца.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-15 текста. Запишите ответ.

Ответ

Рассуждение

Задание 11

В предложениях 12-15 найдите слово со значением «удержаться, постесняться, постыдиться» . Выпишите это слово.

Ответ

посовестился

Задание 12

В предложениях 10-13 найдите синоним к слову «мучиться» и выпишите его.

Ответ

Маялся.