ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 4

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 4


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Отец бесшумно заки­ды­ва­ет удочки(4). Я наполняю(2) ведро водой из пруда, набираю в воду траву и жду. Крас­ные поплав­ки едва качаются на воде. Потом один из них вздра­ги­вает, пус­ка­ет лёгкие круги, вне­зап­но ныряет и быст­ро плывёт в ближ­ние камыши. Отец(1) подсекает и леска натя­ги­ва­ется. Жёсткое уди­ли­ще сгибается в дугу, и в тумане над пру­дом на­чи­на­ется буль­ка­нье, плеск и возня. Вода разбе­га­ется и качает кувшинки. Торопливо уносятся во все сто­ро­ны жуки-во­до­ме­ры и вот в загадочной глу­би­не появляется зо­ло­той блеск. И не разберёшь‚ что это такое. Отец вывола­ки­ве­ет на при­мя­тую траву тяжёлого(3) ка­ра­ся.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

отец (1)
о — [а] — гласный, безударный
т — [т’] — согласный, глухой, мягкий
е — [э] — гласный, ударный
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 4 звука, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

наполняю(2)
на- — приставка
-полн- — корень
-я- суффикс
-ю — окончание

(3) Морфологический разбор

тяжёлого (3)

1) тяжёлого (карася) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: карася (какого?) тяжёлого;
2) начальная форма — тяжёлый; в единственном числе, в винительном падеже, в мужском роде;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Отец бесшумно заки­ды­ва­ет удочки. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: отец (подлежащее), закидывает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (закидывает) удочки — дополнение; (закидывает) бесшумно — обстоятельство.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

столЯр, облегчИть, ворОта, нАчал

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
сущ. предл. сущ. глаг. прил. сущ.
Луга за рекой славятся удивительным клевером
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки припенания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Мошкин ты почему опять смеёшься на уроке
  2. Любовь Ивановна поинтересовалась Старченков сегодня в школу приходил
  3. Я попрошу старшеклассников чтобы они перенесли стулья в зал
  4. По словам пожарных возгорание было быстро потушено

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Любовь Ивановна поинтересовалась: «Старченков сегодня в школу приходил?»

  1. Составление схемы предложения :

А: «П?»

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ребята рассказали нам во всех подробностях о произошедшем.
  2. Я остановился в недоумении и быстро оглянулся.
  3. Ступай Иван на почту за письмом!
  4. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Ступай, Иван, на почту за письмом!.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ветер внезапно налетел и помчался со свистом по полю
  2. Заря запылала пожаром и охватила полнеба
  3. Я согласился на его предложение и сел в тарантас
  4. Болезнь застала меня в гостинице и я послал за доктором

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Болезнь застала меня в гостинице, и я послал за доктором.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5) Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

(6) Моя собака медленно приближалась к нему. (7) Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой. (8) Весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище! (10) Но всё его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12) И всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (13) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(14) Мой Трезор остановился, попятился… (15) Видимо, и он признал эту силу. (16) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

(17) Да, не смейтесь. (18) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20) Только любовью держится и движется жизнь.

(По И. С. Тургеневу)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Любовь сильнее страха и сильнее смерти (или: Любовь — основа жизни)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки?

Ответ

Всё тело старого воробья трепетало от ужаса, его голос от страха охрип

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование

Задание 11

В предложениях 8-10 найдите слово со значением «испытывать дрожь при сильном волнении» . Выпишите это слово.

Ответ

Трепетало

Задание 12

В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его.

Ответ

Молодого.