ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 14

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 14


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Ранней весною, когда ещё не оделся зелёной листвою лес, расцветает нежная ива. Жёлтыми шишечками отражается она в весенней воде. Собирая крупинки золотистой(3) пыльцы, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива — очень неприхотливое дерево. Можешь срубить её тонкий ствол, воткнуть в землю, и она сама примется. Она пустит корни, начнёт расти и ветвиться. В ивовых зарослях обычно поют(1) соловьи(4).

Из гибких прутьев береговой ивы мастера плетут малые и большие корзины. В праздничные дни ветками ивы украшают(2) деревенские улицы. На многие нужды в старину шла в деревнях гибкая ива.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

поют (1)
п — [п] — согласный, глухой, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
ю — [й] — согласный, звонкий, мягкий
— [у] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

украшают(2)
у- — приставка
-краш- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

золотистой (3) (пыльцы)

1) золотистой (пыльцы) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; пыльцы (какой?) золотистой;
2) начальная форма — золотистый; в единственном числе, в женском роде, в родительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

В ивовых зарослях обычно поют соловьи. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: соловьи (подлежащее), поют (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (поют) в зарослях — обстоятельство; (зарослях) ивовых — определение; (поют) обычно — обстоятельство.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ОблегчИть, сантимЕтр, понялА, тОрты

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. сущ. предл. сущ. глаг. сущ.
К вечеру на траве в саду заблестела роса.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение, частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Егор что ты собираешься делать сегодня
  2. В магазин я схожу вечером сказала сестра
  3. Лена сообщила что спектакль ей не понравился
  4. По словам тренера Артём может стать профессиональным спортсменом

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«В магазин я схожу вечером» , — сказала сестра.

  1. Составление схемы предложения:

«П» , — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. В буфете стояли красивые чашки и блюдца.
  2. Стволы сосенок обросли серебристым мхом.
  3. Помнишь Мария этот старый дом?
  4. Таня любит читать стихи и рассказы.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Помнишь, Мария, этот старый дом.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
  2. Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
  3. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
  4. Приближается полдень и охотники решили сделать привал.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Приближается полдень, и охотники решили сделать привал.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Раздался звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2) Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3) А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4) Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5) Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6) Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7) Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8) На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9) И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод»

(10)  Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12) Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13) Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года…»

(14) Теперь я знаю, в чём секрет таланта. (15) Это когда ты читаешь книгу в тысячный раз и думаешь: «А вдруг сегодня конец будет новый?» (16) Талантлив тот автор, который заставляет читателя переживать над книгой, будто в первый раз.

(По А.Я. Бруштейн)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Талантливый автор заставит читателя переживать над книгой, будто в первый раз.

Задание 9

Какие факты в тексте свидетельствуют о том, что дядя Миша любит свою племянницу?

Ответ

Дядя Миша брал девочку на руки и рассказывал ей сказки, чтобы она успокоилась и заснула. Дядя Миша с порога бросился обнимать племянницу.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование.

Задание 11

В предложениях 6-9 найдите слово со значением «мелодия, напев» . Выпишите это слово.

Ответ

Мотив.

Задание 12

В предложениях 1-4 найдите антоним к слову «забыть» и выпишите его.

Ответ

Вспомнила, вспомнить.