ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 12

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 12


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Как могуч и красив(1) сосновый бор!

Точно гигантские свечи, возвышаются над головою стволы старых(3) деревьев. Через песчаную дорожку протянулись длинные корни. Седым мягким мхом поросли невысокие кочки. Почти не пробивается сквозь густую хвою луч солнца. Золотистые зайчики играют на коричневой коре(4). Воздух пахнет душистой смолой и землёю. Тихо в бору, порой не услышишь ни звука.

В сосновых борах собираем мы летом и осенью разные грибы: боровики, маслята, сыроежки и чёрные грузди. На самых крепких соснах селятся, строят гнёзда хищные птицы — ястребы и орлы. Внизу подрастают(2), тесно жмутся одна к одной молодые сосенки.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

красив (1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
и — [и] — гласный, ударный
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
6 букв, 6 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

подрастают(2)
под- — приставка
-раст- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

старых(3) (деревьев)

1) старых — имя прилагательное, обозначает признак предмета; деревьев (каких?) старых;
2) начальная форма — старый; во множественном числе, в родительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Золотистые зайчики играют на коричневой коре. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: зайчики (подлежащее), играют (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (зайчики) золотистые — определение; (играют) на коре — обстоятельство (допустимо: дополнение); (на коре) коричневой — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ЗвонИшь, досУг, не былА, столЯр

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ. сущ.
Бабушка Егора жила в доме на краю посёлка.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение, частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Анна Константиновна попросила чтобы я прочитал стихотворение вслух
  2. Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. По словам почтальона писем сегодня не было
  4. Что ты хочешь нарисовать Серёжа

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Когда же придёт наша посылка?» — спросила Света.

  1. Составление схемы предложения:

«П?» , — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Купи молоко и свежий хлеб в магазине.
  2. Саша любит читать книжки про море.
  3. Из окна домика были видны лес и поле.
  4. Приходите соседи к нам на новоселье.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Приходите, соседи, к нам на новоселье.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.
  2. Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Пришёл Миша домой и начал собирать робота.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Стало сильнее пригревать солнышко, и расцвели одуванчики.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2) Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3) Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4) Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5) Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6) И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7) Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8) Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9) Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10) Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11) Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12) Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13) «На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14) Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15) Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16) Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17) Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18) Даже если это нелегко сделать.

(По А. Я. Бруштейн)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Если ребёнок хочет учиться тому, что ему интересно, нужно ему помочь, даже если это не легко. (ИЛИ: Необходимо помогать ребёнку учиться тому, что ему интересно.)

Задание 9

Почему мальчик занимался с учителем на чердаке, а не в комнатах?

Ответ

Занятия проводились втайне от мамы мальчика (ИЛИ: Мама была против этих занятий.).

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование.

Задание 11

В предложениях 1-4 найдите слово со значением «во что бы то ни стало, обязательно» . Выпишите это слово.

Ответ

Непременно.

Задание 12

В предложениях 4-7 найдите антоним к слову «дешёвый» и выпишите его.

Ответ

Дорогой, дорогие.