ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 11

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 11


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Из деревьев русского леса милее всех(1) мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сходит в лесу снег, набухают на берёзах смолистые и душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет сладкий сок. Певчие птицы собираются в берёзовой роще (4). Звонко поёт дрозд, кукует кукушка, радостно щебечут синички. Ковром расстилаются, цветут под берёзами белые подснежники(2).

Начинает распускаться молодая листва(3). Выйдешь на простор и не поверишь своим глазам: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрасны молодые берёзовые листочки!

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

всех (1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [э] — гласный, ударный
х — [х] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 4 звуков, 1 слог

(2) Морфемный разбор (по составу)

подснежники(2)
под- — приставка
-снеж- — корень
-ник- суффикс
-и — окончание

(3) Морфологический разбор

листва (3)

1) листва — имя существительное, обозначает предмет; (что?) листва;
2) начальная форма — листва; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, в единственном числе, в именительном падеже;
3) в предложении является подлежащим.

(4) Синтаксический разбор

Певчие птицы собираются в берёзовой роще. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: птицы (подлежащее), собираются (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (птицы) певчие — определение; (собираются) в роще — обстоятельство; (в роще) берёзовой — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

фарфОр, повторИт, создалА, щавЕль

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. глаг. сущ. предл. сущ. предл. сущ.
На стене висела картина в раме из дерева.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение, частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По свидетельству очевидцев из подъезда долго никто не выходил
  2. Синоптики сообщают что завтра в Москве будет сильный снег
  3. Собираемся на этом же месте через час громко объявил экскурсовод
  4. Катя покажешь нам свой рисунок

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Собираемся на этом же месте через час» , — громко объявил экскурсовод.

  1. Составление схемы предложения:

«П» , — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Старый домик стоял на самом краю деревни.
  2. Сергей Иванович и Коля быстро встали из-за стола.
  3. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  4. В доме и на улице было одинаково холодно.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Расскажите мне, ребята, всё по порядку.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
  2. Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
  3. Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
  4. Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2) Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3) Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4) Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5) Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6) Через поле в это время шли трое мальчиков. (7) Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8) Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9) Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10) Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11) Видно было, что он промок до нитки. (12) Мальчик весь дрожал. (13) Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14) И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15) Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16) Мне так жалко тебя…

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18) Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19) Я сочувствую тебе, мальчик…

(20) А третий не сказал ни слова. (21) Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22) Не слова красят человека.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Помогать надо делом, а не словами (ИЛИ: Не слова красят человека, а дела.)

Задание 9

Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз?

Ответ

Мальчик дрожал от холода. Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Ответ

Описание.

Задание 11

В предложениях 3-5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь» . Выпишите это слово.

Ответ

Обложить, обложили.

Задание 12

В предложениях 12-15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

Ответ

Плохо.