ВПР по русскому языку 5 класс — 2017. Вариант 10

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Март — самое начало весны. Снег ещё(1) глубокий, но очень рыхлый. Птицы перелетают(2) кормиться из леса на бескрайние весенние(3) поля. Они ищут те места, где видны чёрные проталины земли. Заяц с трудом скачет по снегу(4). Он проваливается до земли и своим брюхом подламывает наст.

С неба вместо снега уже капает дождь. Летят вниз капли, сверкают и гаснут на снежном покрывале. И от этого снег становится мокрым и зернистым.

На размытой дороге видны последние остатки льда. Они похожи на хрупкие черепки. И на этих ледяных обломках заяц оставил едва заметные следы, когда перебирался через дорогу ночью.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

перелетают(2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

(на) весенние (3) (поля)

1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Заяц с трудом скачет по снегу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

(они) нАчали, каучУк, положИла, позвонИт

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. мест. глаг. прил. сущ
Над головой у нас свистел ледяной ветер.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Возьмите меня с собой ребята
  2. Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
  3. Мне сказали что автобус будет только через час
  4. Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

  1. Составление схемы предложения :

«П?» , — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
  2. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  3. Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
  4. Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Туча поднялась и заслонила всё небо
  2. Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
  3. Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
  4. Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17) Роман пожал плечами.

— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…

— (22) Потому что мы люди…

(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Человек не должен забывать о благодарности.

Задание 9

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?

Ответ

Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.

Ответ

Повествование.

Задание 11

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.

Ответ

Мелочи, мелочь.

Задание 12

В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Ответ

Устать, устали.