Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация

При написании поста Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация использовались материалы из сборника диктантов по русскому языку для 5–11 классов В. Н. Даценко.

Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: 5 класс — синтаксис и пунктуация.

 

5 класс — синтаксис и пунктуация


Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(92 слова) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.
  2. В последнем предложении укажите изученные части речи.

(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)


Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины!

(101 слово) (По Д. Зуеву)

Грамматические задания

1. Сделайте синтаксический разбор предложения «Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет» 2. Найдите в тексте сложные предложения. Напишите номера этих предложений. 3. Из последнего предложения выпишите все словосочетания.

(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)


Здравствуй, День знаний!

Звени веселее, школьный звонок! Здравствуй, сентябрь — пора заманчивых тайн, неожиданных открытий и увлекательных путешествий в прекрасную страну знаний! Здравствуй, школа, где мы постигаем законы жизни, открываем для себя мир природы и человека! Старшие ребята уже давно идут дорогой научного познания жизни. Младшие делают на ней первые шаги. Но и тем, и другим идти одинаково трудно. Миром сегодня правит знание. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному! «Живите, моря и реки! Живите, бабочки! Живите, луга и поляны!» — взываем мы к израненной природе. Но без наших знаний она остаётся беззащитной. Дорога познания начинается в школе. Поэтому здравствуй, День знаний!

(102 слова.) (Из журнала «Юный натуралист»)

Обращения.


Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки. За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(101 слово) (По Н. Носову)

Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед однородными членами.


Внимание, скаты!

Океан даёт приют множеству удивительных созданий: огромным акулам и мелкой серебристой рыбёшке, проворным крабам и неповоротливым скатам. Поистине фантастическое зрелище представляют скаты. Эти медлительные рыбы бесшумно и плавно скользят в толще воды. Шипы, чешуйки и колючки на коже предохраняют их от случайных ранений, сильных хищников и других опасностей. Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы. Эта удивительная способность позволяет им выполнять многие жизненно важные функции: общаться друг с другом, убивать добычу на расстоянии, слаженно выполнять различные манёвры в стае.

(84 слова) (По Б. Сергееву)

Однородные члены предложения с обобщающими словами.


Тыква

На кухне, где состоялось свидание феи с Золушкой, наверняка были разные овощи: лук, репка, капустный кочан. Но в золотую карету превратилась тыква, которую фея выбрала за цвет и величину. В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль. Несколько тысяч лет служит человеку тыква, и ни в одной стране эту старушку не собираются отпустить на пенсию. Очень уважают её кулинары. Из тыквы можно приготовить более тридцати блюд: суп-пюре и кашу, котлеты и оладьи, джем и пирожные. Тыквенные семечки любят и ребята, и синицы.

(92 слова) (По Н. Надеждиной)

Однородные члены предложения с обобщающими словами.


Как белка дразнила дятла

У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. На этот сучок мы накалывали кусочек 6 сала, который клевали синицы. Приглянулся он и солидному дятлу, который двигался по стволу подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону липы, но тут всегда случалось неожиданное. Шустрая, лёгкая, как коричневый дымок, белка срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше, садилась на ветке и уплетала сало за обе щеки. А дятел, издав крик обиды, отлетал ни с чем. Это повторялось много раз.

(93 слова) (По Н. Тихонову)

Сложные предложения с союзами.


Осень

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву. И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом, а потом сильно клюют часы в циферблат.

(103 слова) (К. Паустовский)

Сложные предложения с союзами.


Дождливый день

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь тёплый. В городе в такую погоду грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего талого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное вокруг вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

(104 слова) (Д. Мамин-Сибиряк)

Сложные предложения с союзами


Природные барометры

То дождик, то солнышко. Я снимал свой ручей и когда промочил ногу и хотел сесть на муравьиную кочку (по зимней привычке), то заметил, что муравьи выползли и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то или приходили в себя перед началом работы. А несколько дней тому назад перед большим морозом тоже было очень тепло, и мы дивились, почему нет муравьёв, почему берёза ещё не даёт сока. После того хватил ночной мороз в 18 градусов, и теперь нам стало понятно: и берёза, и муравьи знали это по ледяной земле. Теперь же земля растаяла, и берёза дала сок, и муравьи выползают.

(102 слова) (М. Пришвин)

Сложные предложения с союзами.


5 класс — синтаксис и пунктуация (продолжение)


Сорока

Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть. Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве. Проснулся пёс, недовольно огляделся кругом, но понять не может, кто это ему спать не даёт. А тем временем сзади подлетела другая сорока и опять клочок шерсти вырвала у собаки. Увидел пёс, что надо искать убежище понадёжнее, и понуро зашагал к дому. Но сорока не теряла времени и успелатаки вырвать ещё клок шерсти.

(116 слов) (По Е. Спангенбергу)

Сложные предложения с союзами.


Талант

Талант — очень старое слово. В древнем мире так на- зывались самая крупная мера веса и самая большая де- нежная единица. Рассказывают, что в давние времена жил богатый че- ловек, хозяин поместья. Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трём рабам деньги — таланты. А ког- да вернулся, спросил отчёт. Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что они употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. Третий отдал только то, что получил. Данный ему талант он зарыл в землю, где тот и пролежал без пользы. Отсюда и выражение «за- рыть талант в землю», то есть не использовать его. История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одарённость.

(114 слов) (По С. Кордюковой)

Сложные предложения с союзами.


Тюльпаны из Голландии

В Москву из Голландии пришла посылка. Открыли… Живые тюльпаны! Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо. На двух языках — на голландском и русском. В письме было написано: «Я цветовод, вывел сотни сортов тюльпанов. Этот новый сорт я назвал именем «Гагарин». Примите в знак восхищения вашим полётом этот букет».

(56 слов) (По В. Пескову)

Прямая речь.


Моя природа

Я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат: «Если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьёв». А я: «Все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья». И я понял, что природа есть родина.

(49 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.


Глоток молока

Чашка с молоком стояла возле носа Лады, она отвёртывалась. Позвали меня. «Лада, — сказал я, — надо поесть». Она подняла голову, забила прутом. Я погладил её, от ласки жизнь заиграла в её глазах. «Кушай, Лада», — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось. И, может быть, именно эти несколько глотков молока решали борьбу в пользу жизни. Таким глотком молока и решается в мире дело любви.

(77 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.


Бобровая плотина

Бобры пережидают зимние холода в уютных хатках и стараются лишний раз не вылезать наружу. Мы подошли к одному такому бобровому домику. Вокруг не было ни единого следа. Спустились по льду к полынье, и там снежная целина. Пошли дальше и наткнулись наконец на бобровый след. Сотрудник заповедника сказал: «Веро- ятно, дня два назад один зверь вылезал из хатки и кормился в ивняке. Здесь бобр нырнул и добирался до хатки подо льдом». «А почему вода не замёрзла?» — спросил я. Мне ответили: «Здесь быстрое течение, бобры потрудились, плотину построили. Она и поддерживает в реке нужный уровень воды. Ведь ход в бобровую хатку должен начинаться под водой. Так безопаснее».

(106 слов) (По И. Константинову)

Прямая речь после слов автора и перед ними.


Спор

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит. — Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит. Пропал бы без меня совсем,— говорит лошадь. — Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю. — Нет, меня. Я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит: — Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

(78 слов) (К. Ушинский)

Знаки препинания при диалоге. Сложные предложения.


Дружеский разговор

Был дружеский разговор. Павел Попович, расставив руки, показывал, как человек плавает в невесомости. Андрияна Николаева спросили:

— Кому из людей в этот торжественный день вы хотели бы сказать человеческое спасибо за всё, что имеете в жизни?

— Много хороших людей учат нас жить. Я благодарен в первую очередь матери. Она воспитывала в нашей семье уважение к людям, к труду, к земле. Многим обязан брату Ивану, друзьям по космической учёбе. Все люди обязаны друг другу чем-нибудь очень хорошим.

— Первая ваша профессия?

— Лесовод.

— Любите ли вы природу?

— Да. Очень.

(87 слов) (По В. Пескову)

Тире в начале реплик диалога.