Контрольные диктанты 4 класс по теме «Сложные предложения»

При написании Контрольные диктанты 4 класс по теме «Сложные предложения» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Сложные предложения


Лягушка

Я вздохнул поглубже и решился. Лягушка чуть запоздала. Я успел ухватить пальцами скользкую заднюю лапку, но лягушка не захотела так легко отказаться от своей свободы и завопила. Она стала лягаться другой задней лапкой, царапать мне ладонь, и моя хватка стала ослабевать. Мокрая лапка выскользнула из моих пальцев, и волосатая лягушка улизнула. Мои чувства сложно передать словами. Я провёл столько часов в бесплодных поисках и встретился с ней лицом к лицу, а теперь по глупости упустил её!

(77 слов) (Дж. Даррелл)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Выписать из диктанта слово с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Написать по одному глаголу настоящего, будущего и прошедшего времени. Указать спряжения.

Невидимка

Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз, голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. Вдруг над лесом мелькнула тень ястреба, и рябчик встрепенулся и исчез. Хищник промчался и улетел. Рябчик съёжился, прижался к земле и слился с общим фоном. Ястреб опять появился. Он сел на верхушку сухой ели, и у озера воцарилась тишина. Ястреб не выдержал мёртвой тишины и улетел. Сразу всё ожило. Замелькала над водой трясогузка, запищали и вспорхнули синицы.

(87 слов) (по Н. Устинович)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.
  3. Написать по одному имени существительному, имени прилагательному и глаголу такого состава: приставка, корень, суффикс, окончание.

Аистята

Около нашего дома устроили гнездо аисты, и скоро в гнезде вывелись птенцы. Для старых аистов начались большие хлопоты, потому что птенчики были очень прожорливы. Родители по очереди с раннего утра до позднего вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей. Но один аист погиб. Сложно было второму одному прокормить малышей.
Один раз мы шли с рыбалки. Аистята тянули свои длинные шеи и просили есть, а один шустрый аистёнок заметил у меня рыбёшку, потянулся к ней, схватил клювом и проглотил.
С тех пор мы каждый день кормили аистят.

(88 слов) (по Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта сложное предложение. Подчеркнуть основы.
  2. Разобрать по составу слова: РАННЕГО, ПРОКОРМИТЬ, ЗАМЕТИЛ.
  3. Выписать из текста слова, по-разному называющие аистят.