Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов»

При написании Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа


Двухэтажный автобус

Для большей вместимости автобусы можно делать двухэтажными. Входишь в такой автобус. По внутренней лестнице попадаешь на второй этаж. Ты удобно устраиваешься, едешь по городу, смотришь из окна и наслаждаешься прекрасным видом улиц. Где ты можешь увидеть такой автобус? Такие автобусы увидишь в Лондоне, в Париже, в Москве. Знаешь, как они называются? Это омнибусы.

(55 слов)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Глаголы ДЫШАТЬ, ГУЛЯТЬ, ЗАВИСЕТЬ записать во 2-м лице единственного числа. Выделить окончания.
  3. Указать склонение и падеж имён существительных третьего предложения. Выделить окончания.

Телефонные станции

Первые русские телефонные станции были ручными, а телефонные аппараты громоздкими и деревянными. Дисков для набора номеров на аппарате не было. Зато сбоку торчала рукоятка. Снимешь трубку, покрутишь ручку. Тогда откликается на станции телефонистка. Ты называешь нужный номер. Она тебя соединяет. Поговоришь и кладёшь трубку. Опять крутишь рукоятку, но только отдельными рывками. Это ты так сигналишь телефонистке. Она вас разъединит.

(61 слово) (по В. Меерзону)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Разобрать по составу слова: РУССКИЕ, СОЕДИНЯЕТ, ПОГОВОРИШЬ, ТРУБКУ.
  3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Корабль пустыни

Верблюд словно специально создан для жизни в пустыне. Неторопливо шагает караван мерным шагом в песках. Верблюды не торопятся, но у них широкий шаг. Отстанешь от каравана и не догонишь его даже бегом. Последний верблюд мелькнёт за барханом и исчезнет.
Едешь между верблюжьими горбами, будто плывёшь на лодке. Ты сидишь высоко. Далеко видно вокруг.
На высоком бархане лежит лисица. Нос уткнула в хвост и дремлет, а сама посматривает на караван.

(72 слова) (по Г. Снегирёву)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.
  3. Первое предложение третьего абзаца разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

Правописание окончаний глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа


Хвойный аромат

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора.

(75 слов)

Грамматические задания

  1. Написать глагол ДЫШАТЬ во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.
  2. В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  3. В слово ЗАП..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Валенки

Как делают валенки? Сначала мастер готовит шерсть. От неё зависит качество изделия. Мастер соединяет тонкую и толстую шерсть, моет, высушивает и расчёсывает. Потом шерсть смачивает водой и загружает в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны вертятся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер сворачивает основу валенка. Она больше ноги человека. Ведь при валянии её объём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок. Мастер надевает его на колодку, продолжает валять, подогревает водяными парами, а потом сушит и обтачивает.

(86 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три глагола второго спряжения. Выделить окончания.
  2. Проспрягать глагол ПОДОГРЕВАТЬ.
  3. В слово ПРОЖ..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Илистый прыгун на берегу

Эта сухопутная рыбёшка часто прыгает по берегу. При прыжке рыбке очень помогает хвост. У прыгуна широкие плавники. Он не увязнет в жидком иле. Эта рыбёшка заползает на дерево на вышину человеческого роста и прикрепляется брюшной присоской. Лёгких у прыгуна нет. Дышит он жабрами. Жабры высыхают. Но у прыгуна существует запас воды за щеками. Прыгун сразу замечает опасность и быстро улепётывает. Икру самка откладывает в гнездо у кромки воды и охраняет его. Мясо прыгунов съедобно. Ловят этих рыб в их норках с помощью специальных капканов.

(88 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три глагола первого спряжения. Выделить окончания.
  2. В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  3. В слово ПРИМ..РЯТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.