Диктанты 2 класс по теме Безударные гласные в корне слова (часть 2)

Диктанты по теме: «Безударные гласные в корне слова»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Безударные гласные в корне слова часть 2 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Рассвет

Светало. Из-за макушек основного бора выползало яркое солнышко. Его длинные лучи тянулись к земле, покрытой утренней росой. Росинки на траве задрожали и заискрились всеми цветами радуги. Где-то высоко в небе зазвенел жаворонок. Он словно здоровался с солнышком.

(37 слов)

Слова для справок: из-за, длинные, утренней, где-то.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного слова.
  2. Из четвёртого предложения выпишите слова с безударной гласной в корне. Докажите правильность написания.

В берёзовой роще

В рощу пришла весна. Растаяли последние островки потемневшего снега. На их месте робко проклюнулись зелёные иголочки травы. Чуть заметная изумрудная дымка окутала тонкие ветви берёз. Между белых стволов пёстрыми крылышками мелькнула крапивница.

(37 слов)

Слова для справок: крапивница.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с безударной гласной в конце, подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
  2. Определите, по какому правилу пишутся слова: девочка, заяц, пенал, хорошо. Запишите ещё три слова на данное правило.

На лугу

Хорошо гулять по широкому зелёному лугу. В воздухе вьётся аромат цветов и травы. Капельки росы блестят на солнышке. Склонили свои головы колокольчики. Белеют ромашки. Виднеются голубые глазки незабудок. Над пёстрым ковром летают пчёлы и шмели. Порхают бабочки.

(37 слов)

Слова для справок: незабудок, пчёлы, порхают.

Грамматические задания

  1. Выпишите из седьмого предложения слова с безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.
  2. Разделите на слоги слова шестого предложения.
  3. Укажите количество звуков и букв в слове капельки.

Столовая для птиц

Осень. Около осины лежат жёсткие осиновые листья. Они похожи на вазочки. Полны эти вазочки дождевой воды. Здесь часто можно увидеть птиц. Прилетит синичка, выпьет из вазочки воду и перевернёт её. Иногда что-то найдёт под листом и перекусит.

(37 слов)

Слова для справок: здесь, иногда, что-то.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте и подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
  2. Выпишите из текста два-три слова с орфограммой «безударная гласная в корне». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
  3. Найдите имена существительные в первых трёх предложениях. Укажите их число.

Ночью в лесу

Над вершинами деревьев плывёт молодой месяц. Лесную чащу обволакивает ночная тишина. Пушистая ёлочка качает в гнезде птенцов зеленушки. Фонарики душистых ландышей освещают поляну нежным сиянием. На дне оврага сонно журчит маленький родничок. Покой и безмятежность разлиты в воздухе.

(38 слов)

Слова для справок: фонарики, ландышей, сиянием.

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения три слова с безударной гласной в корне. Подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограммы.
  2. Вставьте в слова: л..сок, хол..д, з..ма, п..сок, с..сна пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора. Подчеркните «лишнее» слово.

Зима

Зима. Всю ночь сыплет снег. Ветер срывает с крыш белые хлопья и несёт их над землёй. Снег, как пух, вихрем кружится в воздухе.

К утру ветер стих. У двора намело большие сугробы. Детвора выбежала на улицу строить горку.

(38 слов)

Слова для справок: сыплет, всю, строить.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте и подчеркните слова с сочетаниями жи-ши.
  2. Выпишите из шестого и седьмого предложений слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова, где возможно.

Лакомка

В конце лета медведь готовился к зиме. Много ел. Ведь зимой он спит.

Мужики весной на лесной поляне репу посадили. Забрёл медведь на репище. На поляне целый огород с репой. С наслаждением уплетал косолапый репу за обе щёки.

(38 слов)

Слова для справок: готовился, репище, (с) наслаждением.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два одушевлённых и два неодушевлённых имени существительных.
  3. Найдите однокоренные слова, выделите корень.

Мамина работа

Моя мама работает на почте. Она доставляет газеты и письма по адресам. Каждое утро мама спешит на работу. Почта должна приходить в срок. А ещё мама отправляет и выдаёт большие и маленькие посылки. Работа на почте трудная и интересная!

(39 слов)

Слова для справок: каждое, ещё.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.
  2. Выпишите из текста две формы одного слова.
  3. Выпишите три слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.

Лес

Узкая тропка ведёт нас в лес. На листьях играют солнечные лучи. По траве рассыпаны капельки росы. На полянах пестреют цветы. Над цветами жужжат пчёлы. По ветвям деревьев прыгает рыжая белка. Торопливый ёжик несёт в норку листочки. Хорошо в лесу!

(39 слов)

Слова для справок: жужжат.

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. В первых двух предложениях подчеркните грамматические основы.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова  ёжик.

После уроков

Стоят тёплые дни сентября. После уроков ученики гуляют на школьной площадке. Света и Маша прыгают через скакалку. Влад, Андрей и Серёжа играют в футбол. На беговой дорожке Наташа и Глеб катаются на роликовых коньках. Весело звенят голоса школьных друзей.

(39 слов)

Слова для справок: катаются, роликовых, футбол.

Грамматические задания

  1. Вставьте в слова: изд..лека, встр..чать, веч..ром, гр..зовая, перех..дить пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора.
  2. Выпишите из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Запишите ещё три слова на эту орфограмму.

Беспокойная пора

Под карнизом дома воробьи устроили гнездо. В начале лета их весёлое чириканье сменилось тонким щебетом. Это в гнезде запищали птенцы. Родителям теперь не до песен. Они весь день хлопочут. С рассвета до темноты воробьи носят своим детишкам гусениц и комаров.

(40 слов)

Слова для справок: (под) карнизом, гусениц.

Грамматические задания

  1. Образуйте от данных слов по два родственных слова, выделите корень: звонок — .., садовая — .., дождик — .., трава — …
  2. Спишите словарные слова, расположив их в алфавитном порядке: вокзал, малина, огород, земляника, багаж, четверг, декабрь, лагерь. Поставьте в словах знак ударения.

На радость людям

Весной ученики решили украсить школьный двор. Когда растаял снег, мальчики вскопали участок. Девочки разметили место для цветов. На клумбе посадили тюльпаны, садовые ромашки, золотые шары. Вокруг цветника посеяли семена травы. Всё лето радовали прохожих яркие цветы на фоне изумрудной зелени.

(40 слов)

Грамматические задания

  1. Подберите к каждому слову по два проверочных: ст..р..на, м..л..децкий, расх..х..тался, хл..п..тали. Обозначьте орфограмму.
  2. Вставьте в слова: г..ра, н..ра, л..сной, м..роз, з..мля пропущенные буквы, доказав правильность своего выбора. Подчеркните «лишнее» слово.

Роща весной

Весна. Яркое солнце греет землю своим теплом. Ранним прохладным утром Юра бежит в рощу. На берёзах уже появились листочки. В зелёной траве белеют первые цветочки. Над головой жужжат майские жуки. На ветвях деревьев щебечут птицы. Хорошо в берёзовой роще весной!

(40 слов)

Слова для справок: уже, жужжат.

Грамматические задания

  1. Укажите число имён существительных в третьем и четвёртом предложениях.
  2. Выпишите три-четыре слова с проверяемойм безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  3. Выпишите из текста пару однокоренных слов.

Декабрь

Декабрь — начало долгой холодной зимы. Дни стали короче. В морозный денёк небо светлеет от солнышка. Реки скованы ледяной бронёй. В норе в куче листвы спит ёж. В берлоге сосёт лапу медведь. Над елями летают клесты. Они лакомятся еловыми шишками.

(40 слов)

Слова для справок: скованы, (в) берлоге, лакомятся.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова. Написание проверяемых гласных докажите, подобрав проверочные слова.
  2. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова медведь.